Search

Типы детского развития

«Игра – это труд детства»

                                                Ж. В. Ф. Пиаже

Швейцарский психолог и автор теории детской игры Жан Пиаже считал, что ребёнок в процессе игры моделирует различные ситуации – и таким образом, адаптируется к взаимодействию с окружающим миром. Игра – это форма практического размышления ребенка над действительностью, поэтому развитие дошкольников происходит в основном в процессе игровой деятельности.

Детское развитие в процессе игры можно разделить на несколько основных типов: познавательное, эмоциональное, социально-коммуникативное и физическое.

Познавательное развитие

Познавательное развитие формирует ценность познания окружающего мира, развивает любознательность и когнитивные навыки ребенка. Оно формирует у малыша первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, отвечает за развитие воображения и творческой активности.

Тип игрового оборудования, способствующее познавательному развитию:

Типы детского развития
Типы детского развития

Навыки, развиваемые в процессе игры на детской площадке:

  • Внимание – ребенок ищет возможности для игры, доступные ему на этой площадке

  • Планирование – ребенок думает и планирует, в какую игру и с кем играть.

  • Память – ребенок, опираясь на свой предыдущий опыт освоения игрового комплекса, улучшает свои навыки и скорость каждый последующий раз.

  • Решение проблем – ребенок ищет  новые способы взобраться на холм или найти лопату, закопанную в песочнице.

  • Когнитивная гибкость – ребенок, не смотря на свое желание покачаться на качелях, предпочитает помочь другу раскачаться на них.

Эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие предполагает приобретение навыков понимания человеческих эмоций и чувств, построения причинно-следственных связей, развитие эмоционального интеллекта. Ребенок учится формировать первые дружеские отношения с помощью своих наблюдений за окружающим миром.

Тип игрового оборудования, способствующее эмоциональному развитию:

Типы детского развития
Типы детского развития

Навыки, развиваемые в процессе игры на детской площадке:

  • Умение определять свои чувства и чувства других людей

  • Устанавливать причинно-следственные связи между эмоциями и событиями, которые их вызвали

  • Возможность контролировать свои чувства для достижения каких-либо целей

  • Умение направлять свои эмоции и чувства в нужное русло

Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение общественных норм, моральных и нравственных ценностей. Оно отвечает за формирование навыков общения ребенка, создания сообществ и его работы в команде, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, а также формирует основы безопасного поведения в быту, социуме и на природе. Коммуникативное развитие влияет на уровень социальной адаптивности и его лидерских качеств.

Тип игрового оборудования, способствующее социально-коммуникативному развитию:

Типы детского развития
Типы детского развития

Типы игры:

  • Игра со старшим – общение ребенка со взрослым человеком становится базой для развития дальнейших отношений ребенка со сверстниками

  • Параллельная игра – малыши, наблюдая за другими детьми, играют вместе с ними, но не взаимодействуют между собой напрямую

  • Совместная игра – к 15-18 месяцам малыши начинают общаться друг с другом во время параллельной игры и даже дарят друг другу игрушки

  • Простая игра – с 18 месяцев дети начинают социализироваться и могут играть вместе, следуя простым правилам

  • Сложная игра – после 3-х лет дети постепенно переходят к играм с более сложными правилами, основанными на конкуренции или сотрудничестве со сверстниками

Физическое развитие

Физическое развитие создает фундаментальную основу для здоровья ребенка и его полноценного физического развития. Оно формирует опорно-двигательную систему организма, развивает равновесие, координацию движения, крупную и мелкую моторику обеих рук, дает базовые представления про безопасность и заботу о своем теле и начальные представления о некоторых видах спорта, а также способствует овладению подвижными играми с правилами.

Тип игрового оборудования, способствующее физическому развитию:

Типы детского развития
Типы детского развития

Навыки, развиваемые в процессе игры на детской площадке:

  • Ползание

  • Равновесие и координация

  • Ходьба

  • Прыжки

  • Лазание

Ведущие виды деятельности детей разных возрастных групп

Младенческий возраст | 0 лет – 1 год

  • Эмоциональное общение со взрослым

  • Манипулирование с предметами и исследования

  • Восприятие музыки и цветов

  • Двигательная активность и тактильные игры

 

Ранний возраст | 1 год – 3 года

  • Игры с бытовыми предметами и динамическими игрушками

  • Эксперименты с материалами: песок, вода

  • Общение со взрослым

  • Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого

  • Восприятие музыки, рассматривание картинок

  • Двигательная активность

⠀⠀⠀⠀⠀

Дошкольный возраст | 3 года – 7 лет

  • Все варианты игры: сюжетно-ролевая, коммуникативная, игра по правилам

  • Исследования объектов окружающего мира и эксперименты с ними

  • Изобразительная деятельность: рисование, лепка, конструирование из разного материала

  • Самообслуживание и элементарный бытовой труд

  • Музыкальная деятельность: восприятие музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах

  • Двигательная активность

Благодаря игровой деятельности, ребёнок получает всестороннее развитие и формирует социальный и бытовой опыт для дальнейшей жизни. Поэтому игра является не только средством развлечения дошкольников, в ней заложен огромный потенциал воспитания и развития ребенка, а грамотно организованное игровое пространство создает комфортные условия для разнообразных детских игр.