Search

Особенности проектирования игровых площадок в детских садах

В настоящее время дети с раннего возраста проводят все больше времени в стенах образовательных учреждений. По данным последней переписи населения, в России насчитывается 9,8 млн дошкольников, из них 64,5% (более 6 млн) ходят в детские сады. Современные дошкольные образовательные учреждения не просто места для пребывания детей, они также становятся первой ступенью к всестороннему развитию ребенка, освоению базовых познавательных и физических навыков. 

Особенности проектирования игровых площадок в детских садах

Среда — третий педагог

Итальянский педагог Лорис Малагуцци ввел понятие «среда — третий учитель» после семьи и педагога (Cagliari et al., 2016). Открытое взаимодействие детей со средой значительно возрастает. Выстраивается идеология новых образовательных отношений – поддержка развития дошкольников через среду, которая предоставляет им свободу выбора, выступает в качестве независимого источника открытий и опыта,стимулирует игровую, двигательную, творческую и интеллектуальную активность.

Дети делают новые открытия, исследуют мир, пробуют свои силы в разных видах деятельности, уединяются, учатся жить в социуме и коммуницировать с другими людьми, как с детьми, так и со взрослыми. Все это происходит не только в стенах детского сада, но и на уличных территориях.  Количество и длительность прогулок в детских садах определяются Методическими рекомендациями Министерства здравоохранения: по ним детям в возрасте до 7 лет необходимо находиться на свежем воздухе не менее 3 часов в день. Прогулки позволяют детям получить необходимую физическую активность, развить моторику и координацию движений, укрепить иммунную систему.

Каким должно быть пространство

Согласно требованиям СанПин 2.4.1.3049-13, зона игровой территории садика включает в себя групповые участки, индивидуальные для каждой группы. Главная задача, решаемая при проектировании игровой площадки детского сада, – создание безопасных зон для отдыха и активных игр, которые подходят по возрастным группам.

В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна:

  • Гарантировать охрану и укрепление физического и психологического здоровья детей.

  • Обеспечивать эмоциональное благополучие детей.

  • Обеспечивать открытость дошкольного образования.

  • Создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования.

  • Детская площадка должна стимулировать присущее ребенку желание двигаться и познавать мир.

Особенности проектирования игровых площадок в детских садах
Особенности проектирования игровых площадок в детских садах

Оборудование

Основное требование к детскому оборудованию – безопасность. Особенно это касается площадок, расположенных на территориях детских садов, где присмотр в среднем за 20-тью осуществляет 2 взрослых.

Игровые площадки на территории детского сада должны подходить под возрастные группы детей. Например, дети до 3 лет имеют меньший фокус активности, чем старшие дошкольники, и нуждаются в более уютных и простых пространствах, которые обеспечивают им определенный уровень социальной защиты.

Грамотное пространство закрывает сразу все потребности детей для всестороннего развития, включает в себя оборудование для физического развития, социально-коммуникативных и эмоциональных навыков, познавательной и творческой деятельности.

Необходимо отметить, что в детском саду особую роль занимает взаимодействие воспитателей с детьми. На игровой площадке обязательно должно находиться оборудование для совместных занятий и игр педагогов с воспитанниками. Также все оборудование нужно проектировать так, чтобы в любой момент взрослый мог помочь малышу осуществить то или иное действие, обеспечить ему поддержку, эмоциональную и физическую безопасность.

Особенности проектирования игровых площадок в детских садах

Эстетика пространства

Цвета влияют на наше поведение, эмоции и ощущения. Действие цвета способно успокоить или взбодрить, поднять настроение и снять напряжение. Кроме того, цвет может усиливать мозговую деятельность, влиять на интеллект и самооценку ребенка. В детских садах особенно важно продумать цветовую гамму, посколько она оказывает значительное влияние на неокрепшую психику. Детские учреждения зачастую отличаются по «кричащим» ярким цветам, мультяшному оформлению, но кто решил, что это именно то, что нужно детям. Яркое — это стереотип взрослых о детстве, яркие оттенки допустимы, но их важно умеренно сочетать. В основном же для оформления детского пространства лучше подбирать пастельные успокаивающие оттенки.

Материалы, также как и цвета, обладают отличительными свойствами, могут оказывать визуальное влияние и способствовать тактильному восприятию. Будет ли поверхность материала прозрачной, глянцевой, матовой, плоской или объемной, все это влияет на взаимодействие с материалом и дополнительными игровыми сценариями с определенным оборудованием. Чем большее разнообразие ребенку будет предоставлено, тем больше знаний о мире будет освоено ребенком, как на визуальном, так и на тактильном уровне.

Теперь про свет. Даже на уличном игровом пространстве возможно создать взаимодействие детей со светом. Изменение положения солнца позволяет распределять, фильтровать, рассеивать свет. Этого можно достичь, например, с помощью применения элементов из цветного оргстекла, которое «окрашивает» солнечные лучи или расстановки оборудования таким образом, чтобы появилась игра с тенью. Островки света могут создавать новые самостоятельные пространства для уединения или, наоборот, зоны для коллективных игр без четких границ.

Грамотное сочетание материала, цвета и света создает хорошую архитектуру и создает стимулирующую для развития среду.

 

Особенности проектирования игровых площадок в детских садах
Особенности проектирования игровых площадок в детских садах

Доступность

Большинство дошкольных детских учреждений в нашей стране по-прежнему бюджетные. Частные детские сады еще не получили достаточного развития в стране. В исследовании ВШЭ «Доступность дошкольного образования в раннем возрасте» от 2021 года отмечается, что частные сады в России посещает менее 2% всех воспитанников. Бюджет государственных учреждений на благоустройство территорий детских садов часто ограничен, строительство полноценного дошкольного учреждения и так требует немалых затрат.

Игровое оборудование для детских садов должно быть не только безопасным и хорошо спроектированным, но и не дорогостоящим, чтобы к такой среде был равный доступ у всех детей, а не только воспитанников частных учреждений. Это особая задача архитекторов и проектировщиков.

Особенности проектирования игровых площадок в детских садах

Идеальный симбиоз

Игровое оборудование для детского сада:

  • разработано для развития и комфорта ребенка,

  • спроектировано совместно с педагогами,

  • соответствует всем критериям качества и безопасности,

  • доступно как для госзаказчика, так и для частных застройщиков.