Search

Влияние природных игровых площадок на развитие детей

Природная игровая площадка — место, которое разрешает ребенку быть экспериментальным, работать над собственным воображением и развиваться всесторонне.

Влияние природных игровых площадок на развитие детей

Это пространство, сформированное с использованием натуральных материалов: бревен, камней, песка, воды. Площадка не навязывает детям игру, а предлагает свободу творчества и действий, создавая ощущение единства с природой. У оборудования нет конкретного применения, поэтому ребенок сам придумывает сценарии и сюжеты игр. Природная площадка учит детей мыслить нестандартно и получать знания из собственных наблюдений за окружающим миром.

История природных площадок

Игровые природные пространства — не новый тренд, их история началась еще в начале 19 века. Правда, в то время они не были похожи на современные, главную роль в благоустройстве площадок того времени занимала песочница. Со временем стали появляться привычные нам качели и карусели, а оборудование из металла и пластика вытеснило природные пространства. Сейчас естественность в игровой среде снова популярна, на это повлиял как всемирный эко-тренд, так и знания в теме развития детей и понимание того, что природные площадки развивают ребенка целостно.

Различия между природными и традиционными площадками

Традиционная площадка включает в себя оборудование, которое ограничено определенной функцией, например, скалолазания, качания, скольжения. На стандартных площадках либо мало, либо отсутствует оборудование для развития воображения ребенка и свободной игры, а у того, что есть, одна цель — физическая подготовка.

Не каждая площадка из натурального материла — это природное игровое пространство. Деревянный корабль имеет определенную тематику игры, вряд ли ребенок на такой площадке станет космонавтом или откроет магазин, скорее, он будет играть по уже написанному за него сценарию. Природные площадки придерживаются другого подхода — игру создают дети. Добавление природных элементов создает больше игровых возможностей — экспериментировать, фантазировать, строить.

Влияние природных игровых площадок на развитие детей

Какие материалы используются на детской площадке для покрытия и игры?

Природная игровая площадка — это приближение к окружающей среде, поэтому и материалы используются натуральные, что влияет на степень знакомства с миром.

Для покрытия на площадке используются сыпучие материалы — песок, галька, кора, щепа, которые смягчают возможные удары при падении, а также служат самостоятельными элементами игры. Чем станет кора — конструктором или счетным материалом, решают только дети. Песок — также хороший строительный материал. Дополнительный элемент в благоустройстве пространства — вода. Игры с песком и водой благополучно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики и эмоционального состояния, способны снять у ребенка стресс и расслабить нервную систему.

Природные материалы развивают тактильность и расширяют знания о мире. Так ребенок понимает, что есть шероховатое дерево и гладкий камень, песок бывает сухим и сыпучим или мокрым и вязким, а металлические опоры — холодными или горячими, в зависимости от температуры воздуха.

Влияние природных игровых площадок на развитие детей

Риск на детских площадках

Часто родители опасаются за своих детей и пытаются предостеречь от любой опасности, а природные площадки кажутся им особенно рискованными за счет разнообразия природных элементов без четкой инструкции игры.

На самом деле игры, в которых присутствует риск, даже полезны для детей. Возможность экспериментировать и выяснять что же произойдет при том или ином раскладе действий, не зная точного результата, помогают ребенку стать увереннее в себе, самостоятельнее и научиться управлять риском. Современные пространства устроены так, что риск на них очевиден, дети видят его и решают, готовы ли на него пойти, оценивая свои возможности. Ограничивать ребенка в риске — то же, что и не научить его видеть опасность, что может быть наиболее небезопасно.

«Участие в риске на самом деле является очень важным аспектом в предотвращении травм», — говорит Марианна Бруссони, профессор психологии развития Университета Британской Колумбии.

Современные природные игровые площадки являются пространством с контролируемым риском. При их проектировании учитываются возрастные особенности и все требования нормативных документов. Эти факторы помогают обеспечить одновременно безопасную и стимулирующую среду для детского развития.

Преимущества природных площадок

Природная площадка — место, где детям в полной мере разрешается быть детьми. Громкими, грязными и экспериментальными в фиксированных пределах. Контакт с природой благополучно влияет на каждый тип развития ребенка.

Для физического развития предусматривается оборудование для скалолазания, качания, бега, ползания, а также естественные элементы, такие как холмы и деревья. Взаимодействие с ними способствует развитию мышц и улучшению координации.

Социально-эмоциональное развитие достигается за счет того, что дети часто объединяются и обращаются за помощью друг к другу, чтобы достичь определенной цели игры.

Познавательное развитие — это знание ребенком мира посредством исследования окружающей среды. Природные площадки помогают изучать явления растений, песка, теней, луж, это осведомляет детей об окружающем мире, необходимости защиты и ухода за ним. «Любопытство и желание детей ценить и понимать свой мир стимулируют продолжающиеся исследования природных явлений», — высказалось Министерство образования Саскачевана.

Влияние природных игровых площадок на развитие детей

Технический прогресс привел в тому, что современные дети проводят меньше времени на улице. Природные игровые пространства помогают преодолеть разрыв связи с окружающей средой. Они предлагают больше свободы и стимулируют активное исследование мира, позволяют проявить собственное воображение, так как отсутствие характерного образа материалов не прописывает конкретных действий и правил игры. Именно поэтому возвращение к природе через такие пространства является важной составляющей в развитии детей.

Влияние природных игровых площадок на развитие детей